This document last modified Monday, 17-Jun-2019 00:33:21 MSK
Home Начало Раздела Обратная связь Гостевая книга ОО *РА* Вариант на английском

Размещенный ниже материал был предоставлен А.Е. Фаст

Используется на следующих страницах сайта:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года (В редакции Федеральных законов от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ; с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. № 3-П)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются 
общественные отношения, возникающие в связи с реализацией 
гражданами конституционного права на объединение, созданием, 
деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных 
союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных 
организаций (далее - профсоюзы).
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы 
создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует 
отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами 
местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, 
ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими
 лицами и гражданами.

Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

1.	Профсоюз- добровольное общественное объединение граждан, свя
занных общими производственными, профессиональными интересами по ро
ду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их
социально-трудовых прав и интересов.
Все профсоюзы пользуются равными правами.

2.	Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (про
фессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать
профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься проф
союзной деятельностью и выходить из профсоюзов.
Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

3.	Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, мо
гут состоять в российских профсоюзах.

4.	Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на терри
тории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за
исключением случаев, установленных федеральными законами или между
народными договорами Российской Федерации.

5.	Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по
отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональ
ную специфику признаку- общероссийские объединения (ассоциации) проф
союзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, террито
риальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы,
их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами дру
гих государств, вступать в международные профсоюзные и другие объедине
ния и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Статья 3. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые 
термины означают:
первичная профсоюзная организация - добровольное объединение 
членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, 
в одном учреждении, одной организации независимо от форм 
собственности и подчиненности, действующее на основании положения, 
принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего 
положения о первичной профсоюзной организации соответствующего 
профсоюза;
общероссийский профсоюз — добровольное объединение членов 
профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, 
связанных общими социально-трудовыми и профессиональными
 интересами, действующее на всей территории Российской Федерации
 или на территориях более половины субъектов Российской Федерации
 либо объединяющее не менее половины общего числа работников 
одной или нескольких отраслей деятельности;
общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное 
объединение общероссийских профсоюзов, территориальных 
объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее 
на всей территории Российской Федерации или на территориях более 
половины субъектов Российской Федерации;
межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов 
профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, 
действующее на территориях менее половины субъектов Российской
 Федерации;
межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов-
добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) 
территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, 
действующее на территориях менее половины субъектов Российской
 Федерации;
территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов 
-добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, 
как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации 
либо на территории города или района;
территориальная организация профсоюза - добровольное объединение 
членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее 
на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях 
нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города 
или района;
профсоюзный орган - орган, образованный в соответствии с уставом 
профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением 
о первичной профсоюзной организации;
профсоюзный представитель (доверенное лицо) - профорганизатор, 
профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) 
профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное 
на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации)
 профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или 
решением профсоюзного органа;
организация - предприятие, учреждение, организация независимо от 
форм собственности и подчиненности;
работодатель - организация (юридическое лицо), представляемая ее 
руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым 
работник состоит в трудовых отношениях;
работник - физическое лицо, работающее в организации на основе 
трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предприни-
мательской деятельностью, лицо, обучающееся в образовательном учреждении 
начального, среднего или высшего профессионального образования;
член профсоюза - лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), 
состоящее в первичной профсоюзной организации.

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

1.	Действие настоящего Федерального закона распространяется на все ор
ганизации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на
российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в
соответствии с международными договорами Российской Федерации.
2.	Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные настоя
щим Федеральным законом, распространяются на все первичные профсоюз
ные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на об
разованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в
пределах их полномочий.
Особенности применения настоящего Федерального закона в отношении
 профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних 
дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы
 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, 
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных 
бедствий (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ), 
органов федеральной службы безопасности, таможенных органов 
Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических 
средств и психотропных веществ, судей и прокуроров, определяются 
соответствующими федеральными законами (в редакции Федерального 
закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ, вводится в действие с 1 июля 2003 г.).

Статья 5. Независимость профсоюзов

1.	Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнитель
ной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объедине
ний (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объ
единений, им не подотчетны и не подконтрольны.
2.	Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов
местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсою
зов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или вос
препятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

1.	Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти,
органами  местного самоуправления,  работодателями,  их объединениями
(союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гаран
тии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, на
стоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также
законами субъектов Российской Федерации.

2.	Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограни
чивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные
федеральными законами.
Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями
Международной организации труда, ратифицированными Российской Федера
цией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федераль
ным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций


Статья 7. Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций),
	положения о первичных профсоюзных организациях	
1.	Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабаты
вают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных органи
зациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою дея
тельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.
2.	Устав профсоюза должен предусматривать:
наименование, цели и задачи профсоюза;
категории и профессиональные группы объединяемых граждан;
условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза 
и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза;
территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность;
организационную структуру;
порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их 
полномочий;
порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты 
вступительных и членских взносов;
источники образования доходов и иного имущества, порядок управления 
имуществом профсоюзов;
местонахождение профсоюзного органа;
порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации 
профсоюза и использования его имущества в этих случаях;
другие вопросы, относящиеся к деятельности профсоюза.
3.	Устав объединения (ассоциации) профсоюзов должен предусматривать:
наименование, цели и задачи объединения (ассоциации) профсоюзов;
состав участников;
территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;
порядок образования профсоюзных органов и их компетенцию;
местонахождение профсоюзного органа;
сроки полномочий профсоюзного органа;
источники образования доходов и иного имущества, порядок управления 
имуществом профсоюзов;
порядок внесения дополнений и изменений в устав;
порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации о
бъединения (ассоциации) профсоюзов и использования его имущества
 в этих случаях;
другие вопросы, относящиеся к деятельности объединения (ассоциации)
 профсоюзов.
Статья 8. Государственная регистрация профсоюзов, их объединений 
(ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в качестве 
юридических лиц
1. Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, 
первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица 
возникает с момента их государственной регистрации, осуществляемой 
в соответствии с Федеральным законом (в редакции Федерального закона 
от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, вводится в действие с 1 июля 2002 г.) 

"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
 предпринимателей" 
(в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ,
 вводится в действие с 1 января 2004 г.) с учетом установленного 
настоящим Федеральным законом специального порядка
государственной регистрации профсоюзов, их объединений 
(ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.
Государственная регистрация профсоюза, объединения
 (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной 
организации в качестве юридического лица осуществляется
 в уведомительном порядке.
Для государственной регистрации профсоюзов, их объединений 
(ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в 
федеральный орган исполнительной власти в области юстиции
 (далее - федеральный орган юстиции) или его территориальный 
орган в субъекте Российской Федерации по месту нахождения 
соответствующего профсоюзного органа представляются 
подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов 
или положений о первичных профсоюзных организациях, 
заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о
 создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных 
профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений 
о первичных профсоюзных организациях, перечней участников- 
соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные 
профсоюзные организации представляют указанные документы 
в течение месяца со дня их образования.
При получении указанных документов федеральный орган 
юстиции или его территориальный орган направляет в
 уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального 
закона (в редакции Федерального закона от 21 марта 2002 г.
 №31-Ф3, вводится в действие с 1 июля 2002 г.) 
"О государственной регистрации юридических лиц и 
индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального 
закона от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ, вводится в действие
 с 1 января 2004 г.) федеральный орган исполнительной власти 
(далее - уполномоченный регистрирующий орган) сведения и 
документы, необходимые для осуществления данным органом 
функций по ведению единого государственного реестра 
юридических лиц.
Внесение в единый государственный реестр юридических 
лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, 
объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной 
организации, а также иных предусмотренных федеральными 
законами сведений осуществляется уполномоченным 
регистрирующим органом на основании представленных 
федеральным органом юстиции или его территориальным 
органом документов. При этом порядок взаимодействия 
федерального органа юстиции и его территориальных органов 
с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам 
государственной регистрации профсоюзов, их объединений 
(ассоциаций), первичных профсоюзных организаций определяется 
Правительством Российской Федерации.
При получении от уполномоченного регистрирующего органа 
информации  о внесенной в единый государственный реестр 
юридических лиц записи о профсоюзе, либо об объединении
 (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной 
организации федеральный орган юстиции или его территориальный 
орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения 
записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) 
профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации 
в единый государственный реестр юридических лиц.
Федеральный орган юстиции, его территориальные органы в 
субъектах Российской Федерации, уполномоченный 
регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность 
профсоюзов,  их объединений
(ассоциаций), первичных профсоюзных организаций,
 а также отказывать им в регистрации.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные 
профсоюзные организации вправе не регистрироваться. 
В этом случае они не приобретают прав юридического лица.
Государственная регистрация первичной профсоюзной 
организации в качестве юридического лица может 
осуществляться также представителем профсоюзного 
органа соответствующего профсоюза по доверенности.
2. Отказ в государственной регистрации или уклонение 
от нее могут быть обжалованы профсоюзами, их 
объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными
 организациями в суд.
(В редакции Федерального закона от 21 марта 2002 г. 
№ 31-ФЗ, вводится в действие с 1 июля 2002 г.)

Статья 9. Запрещение дискриминации граждан по признаку
принадлежности или непринадлежности к профсоюзам

1.	Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за со
бой какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав
и свобод граждан, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, фе
деральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2.	Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а
также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к
профсоюзу.

Статья 10. Реорганизация, прекращение деятельности, приостановка, 
запрещение деятельности в ликвидация профсоюза, первичной 
профсоюзной организации

1.	Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной
профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке,
определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной
организации, а ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организа
ции как юридического лица - в соответствии с федеральным законом.

2.	Государственная регистрация профсоюза или первичной профсо
юзной организации в связи с их ликвидацией и государственная регист
рация профсоюза или первичной профсоюзной организации, создавае
мых путем реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотрен
ном Федеральным законом (в редакции Федерального закона от 21 марта
2002 г. № 31-ФЗ, вводится в действие с 1 июля 2002 г.) "О государствен
ной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимате
лей" (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ, вво
дится в действие с 1 января 2004 г.), с учетом особенностей такой реги
страции, установленных настоящим Федеральным законом.
Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной
 регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации 
в связи с их ликвидацией, представляются в орган, которым был 
выдан документ о государственной регистрации данного профсоюза 
или данной первичной профсоюзной организации.
Документы, необходимые для осуществления государственной 
регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации,
 создаваемых путем реорганизации, представляются в федеральный 
орган юстиции или его территориальные органы в соответствующих 
субъек-тах Российской Федерации. При этом порядок представления
 указанных документов определяется Правительством Российской
 Федерации.
При получении документов, необходимых для государственной 
регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в 
связи с их ликвидацией либо в случае их создания путем 
реорганизации, федеральный орган юстиции или его территориальный 
орган направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения 
и документы, необходимые для осуществления данным органом 
функций по ведению единого государственного реестра юридических
 лиц.
На основании представленных федеральным органом юстиции
 или его территориальным органом необходимых сведений и 
документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не
 более чем пять рабочих дней со дня получения указанных 
сведений и документов вносит в единый государственный реестр
 юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего 
дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, 
сообщает об этом в орган, который представил указанные сведения и
 документы.
Порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его 
территориальных органов с уполномоченным регистрирующим 
органом по вопросам государственной регистрации профсоюза 
или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией 
либо в случае их создания путем реорганизации определяется 
Правительством Российской Федерации.

3.	В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Рос
сийской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации,
федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести ме
сяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или
соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Гене
рального  прокурора  Российской  Федерации,   прокурора  соответствующего
субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности
профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.
(В редакции Федерального закона от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, 
вводится в действие с 1 июля 2002 г.)

4.	Деятельность профсоюза, первичной профсоюзной организации
может быть приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям,
предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстре
мистской деятельности" (в редакции Федерального закона от 25 июля
2002 г. № 112-ФЗ, вводится в действие с 10 августа 2002 г.).

Глава II. Основные права профсоюзов

Статья 11. Право профсоюзов на представительство и защиту 
социально-трудовых прав и интересов работников

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные 
профсоюзные организации и их органы представляют и 
защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам 
индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а 
в области коллективных прав и интересов - указанные права 
и интересы работников независимо от членства в профсоюзах 
в случае наделения их полномочиями на представительство 
в установленном порядке.
Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-
трудовые права работников, рассматриваются федеральными 
органами государственной
власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и 
их объединений (ассоциаций).
Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-
трудовые права работников, рассматриваются и принимаются 
органами исполнительной власти, органами местного 
самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии 
соответствующими органами государственной власти законов 
и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-
трудовой сферы.

2.	Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться
своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а
также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискримина
ции и не ниже установленного федеральным законом минимального размера
оплаты труда.
3.	Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры та
рифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работода
телями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с со-
ответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных
договорах, соглашениях.
4.	Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государст
венной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями,
их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объе
динениями своих предложений.
5.	Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать орга
низации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов,
для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.

Статья 12. Право профсоюзов на содействие занятости

1.	Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных
программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов проф
союзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации орга
низации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением
законодательства в области занятости.

2.	Ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собст
венности или организационно-правовой формы организации, полное или час
тичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокра
щение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуще
ствляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три
месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о
соблюдении прав и интересов членов профсоюза.

3.	Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного
самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекра
щении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением
работников.

4.	Расторжение трудового договора (контракта) с работником - членом проф
союза по инициативе работодателя может быть произведено только с предва
рительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях, преду
смотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

5.	Привлечение и использование в Российской Федерации иностранной
рабочей силы осуществляются с учетом мнения соответственно общероссий
ских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объеди
нений (ассоциаций) организаций профсоюзов.

Статья 13. Право профсоюзов, первичных профсоюзных
организаций на ведение коллективных переговоров, 
заключение соглашений, коллективных договоров и
 контроль за их выполнением
1.	Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные
организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров,
заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в
соответствии с федеральным законом.
Представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение 
коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников 
на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется 
с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.
В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных 
организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных 
переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом 
количества представляемых членов профсоюза.
Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и 
коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими 
работодателя.

2.	Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполни
тельной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллек
тивные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсою
зами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а
также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если
первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассо
циации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллектив
ные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.

3.	Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения
(ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением
коллективных договоров, соглашений.
В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, 
ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного 
самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные 
профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) 
профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об 
устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный 
срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения 
соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в 
соответствии с федеральным законом.

Статья 14. Право профсоюзов на участие в урегулировании 
коллективных трудовых споров

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных 
трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в 
соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, 
уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных 
действий, используя их как средство защиты' социально-трудовых прав 
и интересов работников.

Статья 15. Отношения профсоюзов с работодателями,
их объединениями (союзами, ассоциациями), органами
	государственной власти, органами местного самоуправления

1. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями 
(союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами 
местного самоуправления строятся на основе социального партнерства 
и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а 
также на основе системы коллективных договоров, соглашений

2.	Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной
власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

3.	Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права
на паритетное участие в управлении государственными фондами социально
го страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими
фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на
профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (по-
ложения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими
объединениями (ассоциациями) профсоюзов  либо с соответствующими об-
щероссийскими профсоюзами. 

4. Профсоюзы осуществляют организацию
 и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и 
их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления 
(правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации 
по представлению соответствующих профсоюзов.

5. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами
 государственной власти, органами местного самоуправления, 
объединениями (сою-зами, ассоциациями) и организациями 
по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, т
уризма, массовой физической культуры и спорта.

Статья 16. Отношения профсоюзов, первичных
профсоюзных организаций и их органов
с другими представительными органами работников
	в организации, органами управления организацией
	
1.	Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их ор
ганов с другими представительными органами работников в организации
строятся на основе сотрудничества.
Наличие иных представительных органов    работников в организации не 
может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов
 в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2.	Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей
для избрания в иные представительные органы работников в организации.

3.	Профсоюзы по уполномочию работников  вправе иметь своих представи
телей в коллегиальных органах управления организацией.

4. Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных 
органов работников в организации не лишает их права непосредственно 
обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы 
членов профсоюза.

Статья 17. Право профсоюзов на информацию

1.	Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе
бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений
(союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного
самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную 
с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, 
ассоциаций), органов управления организацией,  органов государственной 
власти и органов местного самоуправления.

2.	Профсоюзы имеют право пользоваться  государственными средствами
массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредите
лями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в со
ответствии с федеральным законом.

Статья 18. Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении 
квалификации профсоюзных кадров
Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-
исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, 
повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных 
работников и членов профсоюза.
Профсоюзные образовательные и научно-исследовательские учреждения 
могут частично финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов 
в установленном порядке.

Статья 19. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля 
за соблюдением законодательства о труде

1.	Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за
соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о
труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего
времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и
преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организа
циях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требо
вать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица
обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении 
выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения 
и принятых мерах.

2.	Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законода
тельства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции тру
да, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями,
утверждаемыми профсоюзами.

Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий 
взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля 
за соблюдением законодательства о труде.

3.	Профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать ор
ганизации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых
работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения
законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выпол
нения работодателями условий коллективного договора, соглашения.

Статья 20. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей п
риродной среды

1.	Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных про,-.
грамм гю вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в
разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы
охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.
Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны
труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных
(доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране
труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами.
В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации неза
висимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделе
ния, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в
расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать пра- 
ва и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности
на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на
производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и 
окружающей природной среды в соответствии с федеральным 
законодательством.

3.	В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работ
ников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по ох-
ране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения 
[этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда 
для принятия неотложных мер.

4.	При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в
случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников,
профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе тре
бовать от работодателя, органа управления организацией, должностного ли
ца приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Фе
деральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо обязаны не
замедлительно выполнить такое требование.

5.	Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий
труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных
объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируе
мых механизмов и инструментов.

Статья 21. Участие профсоюзов в осуществлении приватизации государственного
 и муниципального имущества

Профсоюзы вправе иметь своих представителей в создаваемых в организации 
комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, 
включая объекты социального назначения.
Представитель профсоюза входит в число представителей организации,
 направляемых в соответствующий комитет по управлению имуществом 
для участия, в работе комиссии по приватизации организации и 
осуществления профсоюзного контроля.

Статья 22. Права профсоюзов на социальную защиту работников

1.	Права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоро
вья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов
социальной защиты работников регулируются соответствующими федераль
ными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2.	Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ,
направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите ра-
ботников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров 
индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в
 [зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять 
профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.

Статья 23. Право профсоюзов на защиту интересов работников в органах 
по рассмотрению трудовых споров

В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по..
 просьбе, членов профсоюза, других работников, а также по собственной 
инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, 
рассматривающие трудовые споры.
Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и 
профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут 
создавать юридические службы и консультации.

Глава III. Гарантии прав профсоюзов

Статья 24. Гарантии имущественных прав профсоюзов

1.	Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные
организации владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на
праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, не
обходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и поль
зуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение
иным имуществом.

2.	Гарантируются признание, неприкосновенность и защита прав собст
венности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с дру
гими юридическими лицами независимо от форм собственности в соответст
вии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации,
правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной 
власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от 
предпринимательской деятельности.
Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не
 допускается.
Имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.

3.	Профсоюзы не отвечают по обязательствам организаций, органов госу
дарственной власти и органов местного самоуправления, которые в свою
очередь не отвечают по обязательствам профсоюзов.

¦	4. Источники, порядок формирования имущества и использования средств
1 профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсо-
юзных организациях.


5. В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, 
зда-ния, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, 
спортив-ные, другие оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, 
на-учные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, 
в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, 
 необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов. 

6. Профсоюзы имеют право учреждать банки, фонды солидарности, 
страхо-вые. культурно-просветительные фонды, фонды обучения и 
подготовки кад-ров, а также другие фонды, соответствующие уставным 
целям профсоюзов.

7. Профсоюзы вправе осуществлять на основе федерального 
законодательства через учрежденные ими организации 
предпринимательскую деятельность для достижения целей, 
предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям.

Статья 25. Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных
 органов и не освобожденным от основной работы

1.	Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные
от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию
без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они
являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организа
ций - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в
организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профоргани
заторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.
2,	Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по ини
циативе работодателя не может производиться без предварительного согла
сия профсоюзного органа, членами которого они являются.

Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав 
профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается 
помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия 
профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов -
 соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии
 - соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей
 и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов - 
только с предварительного согласия соответствующего объединения 
(ассоциации) профсоюзов*.

4.	Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных проф
союза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в орга
низации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на
другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются
только с предварительного  согласия  профсоюзного органа  в  первичной
профсоюзной организации.

5.	Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы,
уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в
создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране
труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных
обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время кратко
срочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и
порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени
учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.

6. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, 
освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, 
созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов. 
Условия их освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в 
указанных мероприятиях определяются коллективным договором, 
соглашением.

Статья 26. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, 
избранным (делегированным) в профсоюзные органы

1.	Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации
вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюз
ные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя
работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (долж
ность) в той же или с согласия работника в другой организации.

2.	При невозможности предоставления соответствующей работы (должно
сти) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работо
датель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации профсо
юз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний за
работок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае
учебы или переквалификации - на срок до одного года.

3.	Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных
(делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и спе
циальный трудовой стаж.

* Пункт 3 настоящей статьи в той части, в какой им не допускается без 
предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение
 работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от 
основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся 
в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора 
по инициативе работодателя признана не соответствующей Конституции 
Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 
35 (часть 2), 37 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (часть 3) 
- постановление Конституционного Суда Российской 
Федерации от 24 января 2002 г. № 3-П.

4. Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) 
в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же 
социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники 
организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.

Статья 27. Гарантии права на труд работникам, являвшимся 
членами профсоюзных органов
Увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся 
членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет 
после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации 
организации или совершения работником действий, за которые 
федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях 
увольнение производится в порядке, предусмотренном пунктом 
3 статьи 25 настоящего Федерального закона.

Статья 28. Обязанности работодателя по созданию условий 
для осуществления деятельности профсоюзов

1.	Работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации,
в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование,
помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с кол
лективным договором, соглашением.

2.	Работодатель может передавать в бесплатное пользование профсою
зам находящиеся на балансе организации либо арендуемые ею здания, со
оружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и
оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения
культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работ
никами и членами их семей. При этом хозяйственное содержание, ремонт,
отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных
объектов осуществляются организацией, если иное не предусмотрено кол-
лективным договором, соглашением.
 Перечень объектов и размеры отчислений профсоюзу средств на прове-дение 
им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке 
и на условиях, установленных федеральным законодательством, 
законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным 
договором, соглашением.

3. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами 
профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на 
счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы 
работников в соответствии с коллективным договором, соглашением. 
Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.

4. В организациях, в которых профсоюзами заключены коллективные 
договоры, соглашения или на которые распространяется действие 
отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений, работодатели 
по письменному заявлению работников, не являющихся членами 
профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные
 средства из заработной платы указанных работников на условиях и 
в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми 
(межотраслевыми) тарифными соглашениями. В случае, если в 
организации действует несколько профсоюзов, участвовавших в 
подписании коллективного договора или отраслевого 
(межотраслевого) тарифного соглашения, денежные средства
 перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально
 числу их членов.

Глава IV. Защита прав профсоюзов
Статья 29. Судебная защита прав профсоюзов
Гарантируется судебная защита прав профсоюзов.
Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом
 по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе 
соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации.

Статья 30. Ответственность за нарушение прав профсоюзов

1.	За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица госу
дарственных  органов,   органов   местного  самоуправления,   работодатели,
должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисципли
нарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с фе
деральными законами.

2.	Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) проф
союзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения
к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц,
нарушающих  законодательство  о   профсоюзах,   не  выполняющих  обяза
тельств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.

По требованию указанных профсоюзных органов работодатель обязан 
расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если 
оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих 
обязательств по коллективному договору, соглашению.

Глава V. Ответственность профсоюзов 

Статья 31. Ответственность профсоюзов

За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, 
соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной 
судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие
 органы, несут ответственность в соответствии с федеральными 
законами.

Глава VI. Заключительные положения 

Статья 32. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со 
дня его официального опубликования.

Статья 33. О приведении правовых актов в соответствие 
с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить 
Правительству Российской Федерации привести свои
 правовые акты в соответствие с настоящим
 Федеральным законом.
Б. Ельцин
Президент Российской Федерации
Москва, Кремль 12 января 1996 года № 10-ФЗ