This document last modified Monday, 17-Jun-2019 00:32:49 MSK
Home Начало Раздела Обратная связь Гостевая книга ОО *РА* Вариант на английском

Размещенный ниже материал был сохранен 17 сентября 2006 г. с веб-страницы, размещавшейся по ссылке http://www.utro.ru/articles/2005/04/06/425241.shtml

Используется на следующих страницах сайта:


В "городе биологов" собак сжигают заживо

Ирина ВОЙЦЕХ, 06 апреля, 01:41

У подмосковного академгородка Пущино репутация всемирно известного центра биологических исследований. Однако последние события, происходящие там, не только заставляют пересмотреть это положение, но и дают повод усомниться в адекватности городских властей. Как стало известно "Yтру", в Пущине заживо сжигают в местной котельной несчастных бездомных собак – таким диким способом "решается проблема безнадзорных животных".

Сначала в городе появились объявления об отлове бездомных животных, якобы по Постановлению правительства Московской области, следующего содержания. "Предупреждение: Согласно постановления правительства Московской области от 28.08.2001г. №268/25 – собаки и кошки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, считаются безнадзорными. Такие собаки и кошки подлежат отлову, независимо от породы и назначения (в том числе, имеющие ошейник)". Объявление подписано начальником УЖКХ Маратом Насибуллиным. Объявления повергли людей в шок – большинство горожан животных любят, бездомных стараются подкармливать... "Они же узнают нас в лицо, идут за нами, хвостом виляют, ласкаются... Всех в квартиру не возьмешь – стараемся делать, что можем, – рассказывает местная жительница. – Я встаю в 6 Yтра, варю каши, кормлю. Муж только за... Да большинство людей, как выходят из дому – в магазин, например – обязательно стараются накормить животных..."

Потом по городу поползли жуткие слухи о том, что акция по уничтожению на самом деле уже началась. Причем подробности, которыми делились люди на улицах, привели горожан в панику. Как следует из обращения жителей Пущина в Московскую областную прокуратуру, "на деле "выполнение" постановления в нашем городе осуществляется администрацией следующим образом – отловленных животных, даже не умерщвляя предварительно, СЖИГАЮТ". Жители требуют незамедлительно остановить варварское обращение с животными и возбудить уголовное дело против администрации города по ст.245 УК РФ ("Жестокое обращение с животными").

Кстати, в том же Положении по отлову и содержанию безнадзорных собак и кошек в Московской области "запрещается жестокое обращение с животными при их отлове и содержании". Выловленные собаки, имеющие ошейники, должны "содержаться отдельно от других собак в течение шести месяцев", а "собаки, покусавшие людей, содержатся в пунктах передержки и карантирования в течение 10 дней для исключения бешенства". Ловцы, как говорится в Положении, "обязаны соблюдать нормы гуманности при отлове и транспортировке животных". О сроках содержания животных в пунктах передержки ничего не говорится. Отловленные животные, судя по прописанным в Положении "нормам гуманности", должны быть обеспечены уходом, лечением и питанием.

Очевидцы страшных событий, умолявшие не называть их имен в статье - "нам тут еще жить, а от нашего мэра ничего хорошего после таких откровений ждать не придется", - до сих пор не могут придти в себя после увиденного. "В позапрошлую пятницу живых и полумертвых животных, которых сначала отстреливали в микрорайоне "Д", сволокли в котельную. Там топка. И раненых, недобитых, бросали туда, - рассказал собеседник "Yтра", живущий, по его признаниям, "всю неделю на лекарствах". - Собаки были вялые, но еще живые. Так бывает при недостаточных дозах дитилина, собаки в течение двух часов обездвижены, но живы. Большая доза дитилина останавливает дыхание, меньшая доза вызывает временный паралич, но звери в сознании. И в таком виде их и бросали в ту печку, которая находится во дворе котельной. Она предназначена для сжигания трупов после институтских экспериментов".

"Вообще у нас это практикуют, - продолжил собеседник "Yтра". - Это просто дикость какая-то. Это могут допустить лишь люди, у которых разум вообще отсутствует. Никогда не забуду такую сцену: полуживые собаки в самосвале, копошащиеся в лужах крови, воющие от боли... Это было некоторое время назад. Это был ужас какой-то. И после этого мы - биологический центр?"

Суть дела подробно изложена в обращении в администрацию Московской области на имя Бориса Громова. "Многие годы администрация г.Пущина не выделяла денег на питомник. Теперь же, по решению мэра города А.В. Афанаскина, вопреки Вашему Постановлению, все безнадзорные животные будут УНИЧТОЖЕНЫ. Частично эта акция уже проводилась в котельной (ОКТС) города под руководством начальника котельной А.В. Кламма. Причем, по свидетельствам очевидцев, животных не умерщвляли предварительно дитилином, а СЖИГАЛИ ЖИВЬЕМ. Теперь же мэр города А.В. Афанаскин заявил, что ВСЕ животные будут отловлены и, за неимением питомника и возможности содержать животных, УНИЧТОЖЕНЫ. Скорее всего, тем же способом, что использовался ранее на небольшом числе собак. Об этом публично заявил на собрании в котельной и А.В. Кламм, так что свидетельствовать могут многие". Учитывая, что рассмотрение дела в прокуратуре "о противозаконной деятельности А.В. Афанаскина и А.В. Кламма, противоречащей Постановлению областного руководства о гуманном решении вопроса с животными", займет продолжительное время, а животных надо спасать немедленно, жители просят Громова содействовать скорейшему прекращению сожжения живых собак.

Как рассказал "Yтру" пущинский художник Дан Маркович, общественность города взбудоражена до предела, однако в открытую схватку с мэром люди вступать боятся. "Есть разрозненные люди, и так – везде в провинциальных городах, где царит террор местных администраций. О том, что все бездомные животные будут уничтожены, заявлял и мэр Пущина, и начальник котельной Андрей Кламм. Наши "местные журналисты" ничего не напишут, они все при местной газете, и о бесчинствах администрации там ни слова. Пока что население собак просто прячет", – сказал он.

Бросать в топку раненых животных – уже само по себе чудовищно и в комментариях не нуждается. Даже правила усыпления (что считается как бы гуманным способом умерщвления) четко прописаны в законодательстве. Без крайней необходимости – неизлечимой болезни и т.п. – эти действия считаются аморальными и недопустимыми. Упомянутое постановление Громова не предусматривает никаких "усыплений" – животные должны находиться в питомнике или пункте передержки до нахождения хозяина. "Это все необходимо создавать. Но в городе хозяйничают люди, не понимающие элементарных норм цивилизованной жизни. Вот и добрались до животных. Это же гораздо проще, чем кропотливо устраивать жизнь в городе", – говорят местные жители.

Понятно, что "отрываться" на беззащитных зверях проще всего. И это происходит, увы, не только в одном отдельно взятом городе. Везде есть свои "шариковы", которым закон не писан. А если и писан – то такими же "шариковыми". Кстати, в архивах института им. Сербского немало свидетельств тому, что именно с издевательств над животными начинали многие маньяки.

Как до такого положения вещей докатился "биологический научный центр", вопрос не совсем риторический. "Пущину как научному центру давно конец. Общественной жизни нет, многие лучшие люди уехали за границу, институты полупустые, Академия фактически бросила их на произвол судьбы. У администрации главная цель – отобрать у Академии все, что еще осталось – землю, постройки, имущество. Академия бессильна, собирается институты сокращать. На этом фоне все и происходит, – продолжает рассказ Дан Маркович. – Взывать к нашим академикам о помощи в данной конкретной ситуации с животными бесполезно – нет людей, кроме Громова, которых мэр бы слушал. А мы занимаемся практической работой: кормим, лечим, спасаем животных, тех, кого видим. На борьбу с администрацией нет ни сил, ни времени. Да и проверено, это вызывает только обратный эффект".

Людмиле Бравовой, бессменному руководителю местного Общества охраны животных, в пущинском пансионате на днях отказались давать пищевые отходы для прокорма бездомных зверей – хотя до того всегда охотно давали. Оказывается, в пансионат позвонил мэр города Анатолий Афанаскин и запретил кормить животных. Сказал, мол, что в течение нескольких дней "проблему решим – всех уничтожим". "Бравова годами выпрашивает средства на питомник, на кормление, на лечение, кормит зверей на свои скудные средства, на то, что дают жители, тоже небогатые, в основном, на то, что дают столовые и пансионат, выпрашивает крохи. Посильную помощь Бравовой оказывает академик Спирин, а также некоторые предприниматели города. А у администрации средств на то, чтобы выделить скромное помещение для содержания бездомных животных, никогда не было. Вот и убивали собак", – рассказал Маркович.

Жители намерены требовать от городских создания нормальных условий для бездомных и потерявшихся животных. "Надо создать если не питомник, то хотя бы скромный пункт передержки отловленных животных. Чтобы хозяева могли найти своих питомцев (пусть заплатив штраф) или взять себе бездомное животное, – говорит Маркович. – Мы намерены требовать от мэра, чтобы он выполнил постановление Громова, организовал питомник или пункт передержки, прекратил практику уничтожения. Деньги идут на что (и кого) угодно, но на зверей никогда ничего не давали, только уничтожали. Раньше просто стреляли в них на улицах из мелкокалиберного оружия". При этом, по словам горожан, в городе полно площадей, где можно было бы организовать питомник. Но, если верить начальнику УЖКХ г. Пущина Марату Насибуллину, даже на стерилизацию бездомных животных в бюджете денег не предусмотрено – хотя, как утверждают горожане, "на шикарные праздники у руководства деньги всегда находятся". "Да можно выступить по местному телевидению, бросить клич, сотни желающих оказать финансовую помощь найдутся", – говорят жители Пущина.

Мэр города обвинения в неслыханном живодерстве отрицает. "Я хотел бы видеть тех, кто об этом говорит, – заявил Анатолий Афанаскин "Yтру". – Во-первых, мы до сих пор не знаем механизмов борьбы (курсив здесь и далее наш. – Ред.) с животными, в частности, с собаками. Но если это и будет происходить, то специализированным способом. Мы заключили договор с одной московской фирмой на отлов, этим занимается ЖКХ. По крайней мере, не мы сами этим занимаемся, и никто здесь животных не сжигает. Все это, знаете, совершенно какой-то грязный наезд". У самого мэра, по его словам, "есть прекрасный кот". "Что же касается кошек, по поводу кошек вообще никакого механизма (видимо, "борьбы". – "Y") нет, и мы даже не пытаемся их ни отлавливать, ни уничтожать", – продолжает мэр. Однако надеяться на то, что котам в этом городе повезет больше, не приходится. "Кошек все равно будут уничтожать, но не ловить, а травить, – рассказывает Маркович. – Разбрасывать ядовитые приманки, а это опасно и для детей, которые берут в руки все, что попало, и для домашних кошек, которых хозяева все равно выпускают в течение дня".

О том, что происходит с животными после отлова, мэр, по его словам, знать не обязан. "Я обязан заключить договор, а контролировать то, что будет дальше происходить с животными, обязана та фирма, которая будет их ловить, – заявляет Афанаскин. – По всей видимости, у них есть лицензия, и что они дальше делают с этими животными – либо усыпляют, либо увозят куда-нибудь на специализированный полигон, тут я не могу вам ответить". За каждую отловленную собаку мэрия, по словам Афанаскина, платит ловцам 700 руб. – чем не стимул "шариковым" погоняться за несчастными зверями. То, что этих животных обожают всем двором, кормят всем подъездом – причем иногда на последние деньги – ловцов не волнует. Далее – схема стандартная: быстро, дешево и сердито избавиться от животного. В данном случае – в печь. Даже на усыпление тратиться не надо.

Судя по всему, судьба несчастных животных не заботит не только мэра "города биологов", но и начальника УЖКХ. Зато обоих беспокоит вопрос, как спихнуть головную боль на кого угодно и поскорее, не вдаваясь в подробности. В УЖКХ "Yтру" заявили, что фирма, с которой якобы заключен договор на отлов животных, вовсе не московская, а из Серпухова. "Официально вам заявляю – мы никого не сжигали, не травили и не собираемся этого делать, – сказал "Yтру" начальник УЖКХ Марат Насибуллин. – Мы заключили договор с серпуховской фирмой, которая имеет все документы на этот вид деятельности и будет отлавливать животных гуманным способом и вывозить в приюты. 10 дней собака выдерживается, если не находится хозяин – ее усыпляют. А за счет чего этих животных содержать? Впрочем, что дальше происходит с животными – это головная боль фирмы".

Странная получается картина. Оба инициатора расправы над животными в точности не знают, кто, чем и как будет заниматься и каковы последствия этих решений. То Москва, то Серпухов. То содержание в пункте передержки до нахождения хозяина – то "усыплять на полигоне через 10 дней". Распоряжение вышестоящего руководства о том, что бездомных животных надо отлавливать уж никак не с целью уничтожения, будь то усыпление или сжигание заживо в печи (такое нормальному человеку, понятное дело, на ум не придет), а с целью последующего содержания в приютах, кормления и ухода "за счет средств местных администраций", городские власти или не читали, или проигнорировали. Вот о том, что отловленных животных надо помещать в питомник, гуманно относиться, кормить-поить, в указе Громова говорится, а насчет срока содержания – никаких пределов не оговорено. "К тому же, от населения обычно скрывается и дата облавы, и что со зверями потом будет, – говорит Маркович. – В объявлениях об отлове ничего не сказано о дальнейшей судьбе животных, где их искать. Обычно (до сих пор) никто своих не находил".

Горожане между тем считают, что и фирмы-то никакой нет. "Никакая это не фирма, а жилищная контора, УЖКХ, которой руководит Марат Насибуллин. Он поручит это обычным рабочим, сантехникам и другим, за дополнительную плату. В лучшем случае собак будут усыплять и свозить в Серпухов, где очень маленький приют, и все это почти невероятно, их удавят по дороге", – говорят жители.

Зато об устройстве котельной пущинский мэр, как выяснилось, неплохо осведомлен. "Там невозможно никого сжечь, – заявил он "Yтру". – Структура котельной такова: это труба, горит газ, нагреваются котлы и так далее. Там негде жечь. Открытого огня-то нет. У нас есть сжигательный комплекс, который подчиняется непосредственно одному из институтов. Вот там можно сжечь все что угодно. Но там сжигаются строго только те вещества и тот продукт, который прописан у них в положении, и за это несет ответственность руководство института". Что это за "продукт", мэр пояснить толком не смог – "скорее всего, какие-нибудь отходы". Между тем жители утверждают обратное: котельная – то место, где полоумные владельцы собак порой сами избавляются от нежелательного приплода и потом "с гордостью" об этом рассказывают.

Еще мэр поклялся, что "никаких живодерств в Пущине не происходило, не происходит и происходить не будет". "У нас нет таких людей, чтобы брали животное и заживо куда-то бросали. Тем более на котельной нельзя никого сжечь. Да и руководитель котельной, молодой энергичный парень, понимает политику руководства города. Я гарантирую, что в нашем городе ничего подобного не было, нет и не будет", – сказал Афанаскин. Он пообещал, несмотря на свою крайнюю занятость, взять ситуацию с бездомными животными под свой личный контроль и ни при каких обстоятельствах не допустить негуманного обращения с "братьями меньшими". "Я переговорю с руководителями, уточню, что они вообще делают с этими животными", – сказал мэр.

Насибуллин же, не отрицая факта вызова ловцов, утверждает, что в отлове примут участие экологи УЖКХ и администрации, представители ОВД. "Если надо Обществу защиты животных – пускай тоже участвуют", – нехотя согласился начальник УЖКХ. На вопрос о том, почему не создать в городе приют или пункт передержки, начальник УЖКХ вопрошает: "А кто будет кормить? А кто будет заниматься?" Такое ощущение, что вся активность общественности, готовой грудью встать на защиту животных, чиновников неким странным образом просто минует. Свои зверства в администрации города оправдывают "жалобами укушенных", которые, если верить Насибуллину, целый день звонят ему сотнями и плача умоляют о помощи.

Безусловно, собака есть собака. И кусается она, как известно, не от хорошей жизни. Причем кусаются и домашние животные, однако хозяева, как правило, в Страсбургский суд по этому поводу не жалуются. Однако только людям не вполне адекватным может придти на ум бороться с этой проблемой посредством массового уничтожения всех подряд бродячих животных. Усыпление без крайних на то причин – уже нарушение закона и мера, явно превышающая "необходимую самооборону". Но котельная?..

"Вы только из меня живодера не делайте, – попросил Насибуллин. – Я сам люблю животных. Но собака должна постоянно быть на привязи, а не в свободном полете. А то весна наступила – захотелось собакам чего-то... Это уже проблема хозяина. Пусть он ходит со своей собакой на веревке и та справляет свои сексуальные нужды в установленных местах".

Несмотря на то, что именно Насибуллин должен заниматься бродячими животными в городе (по крайней мере, так "Yтру" заявили в приемной мэра), самому начальнику УЖКХ не до этого. "Моя основная задача – чтоб людям в квартирах было тепло, уютно и чтобы не капало с крыш. Я еще собаками буду заниматься! Пусть занимаются добровольцы, кто им не дает-то?" – сказал он. Добровольцы, между тем, утверждают, что вот власти-то и не дают... Замкнутый круг.

В частности, жители просили отложить отлов хотя бы на некоторое время, в надежде, что часть животных удастся "распихать" по окрестным дачам до приезда ловцов. Мэр города, пообещавший взять ситуацию на контроль, через час после разговора с корреспондентом "Yтра" приказал Насибуллину "проводить акцию" (имелся в виду запланированный на вторник приезд ловцов) "по заранее намеченному плану". Но ловцы по каким-то своим причинам попросили перенести все на пятницу.

На другую просьбу жителей – организовать в Пущине пункт передержки бездомных животных – Насибуллин в понедельник порекомендовал жителям "выходить на мэра и с ним решать вопрос". Однако на следующий день стало известно о том, что мэр отказывается встречаться с горожанами, собравшимися в очередной раз поставить перед ним вопрос о цивилизованном разрешении сложившейся ситуации. А все свидетели, еще неделю назад со слезами рассказывавшие о том, как при них жгли собак в котельной, "вдруг" начали все отрицать – мол, такого "не было, нет, ничего не знаем". По слухам, с ними "серьезно поговорили". А в УЖКХ самым сердобольным активистам Общества охраны животных приватно заявили: "Все равно вы ничего по поводу котельной не докажите. Свидетелей у вас не будет. Обещаем".

"Yтро" будет следить за развитием событий.



Постоянный адрес статьи:
http://www.utro.ru/articles/2005/04/06/425241.shtml