This document last modified Monday, 17-Jun-2019 00:32:32 MSK
Home Начало сайта *ОО РА* Начало Раздела Обратная связь Гостевая книга ОО *РА* Вариант 
на английском

сентябрь 2006, # 07

 

Здесь представлен окончательный согласованный с Шеф-редактором В.Е.Кравченко вариант статьи А.В.Москаленко для публикации в газете "Биосфера". Поскольку опубликованный текст весьма различается от данного, автор счел необходимым представить вниманию читателей оба варианта. Комментарии по этому поводу доступны здесь.

ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА БОЛТОВНЕЙ
О ЗАЩИТЕ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
ОТ РЕФОРМИРОВАНИЯ?

Нет никакой "фундаментальной науки" и никогда не было. Не упоминается таковая ни в одном словаре, начиная с "Большой советской энциклопедии" 20-х годов прошлого века и кончая "Большим энциклопедическим словарем" выпуска 1998 года. (См. подробнее Колонку редактора в пятом номере газеты "Биосфере" 2006 года)

Но тогда возникает закономерный вопрос, что же в таком случае пытается реформировать Правительство России и что же пытаются защищать те, кто сейчас пытается противодействовать этой реформе и поднимает крики о необходимости защищать "фундаментальную российскую науку".

Профсоюзы Российской академии наук и сочувствующие им группировки провели попытку массовых акций протеста - не вышло. Тогда лидер профсоюза Пущинского научного центра Е.Н. Ильясова вместе с несколькими работниками Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН провела "дружескую встречу" с руководителями научных подразделений этого института и, формально заручившись таким способом "поддержкой коллектива", организовали "группу активистов" из пяти человек (в частности, С.Э. Шноль, Е.Н. Маевский), которые стали поднимать среди общественности шум по поводу "гибели российской науки". Этой группой был создан в интернете сайт www.book-of-loss.ru, на котором Е.Н. Маевский от 25 июня 2006 года разместил текст своего публичного обращения в Президенту РФ В.В. Путину. 7 июня 2006 года С.Э. Шноль дал интервью радиостанции "Эхо Москвы". Вот, пожалуй, и весь шум, которую удалось организовать в противодействие правительственной реформе Российской академии наук.

Но давайте рассмотрим объективную сторону этих событий, а затем уже вернемся снова к более подробному анализу самого шума.

Итак, в Постановлении от 22 апреля 2006г. №236 "О реализации в 2006-2008 году пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук" сказано следующее: "в целях совершенствования оплаты труда научных работников <...> и в соответствии с Федеральным законом "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений" <...> 1. принять предложение Министерства образования и науки РФ и Российской академии наук о поэтапной реализации в 2006-2008 году пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников <...> 8. <...> осуществить в 2006-2008 годах оптимизацию сети подведомственных научных учреждений и научных центров РАН и поэтапное сокращение к 2009 году в среднем на 20 процентов числа работников научных учреждений и научных центров РАН."

Иными словами, Российская академия наук попросила перевести свои учреждения в ведомство Министерства образования и науки РФ для того, чтобы, наконец, узаконить получение теперь уже бывшими учреждениями академии государственного бюджетного финансирования. Правительство РФ пошло на встречу этой просьбе, и теперь все институты академии превратились в государственные учреждения, о чем торжественно записали в своих новых Уставах. Далее Министерство образования и науки, новый хозяин, проанализировав ситуацию в бывших институтах РАН пришел к выводу, что:
а) количество личного состава работников указанных учреждений превышает штатное расписание (в основном за счет того, что одни и те же персоналии числились совместителями на многих должностях - и, к слову, лаборатория Е.Н. Маевского в числе первых, где широко злоупотребляли возможностью совместительства);
б) в составе упомянутых учреждений значительное место занимают лица пенсионного возраста, которые появляются в институте только в дни зарплаты (и это тоже соответствует действительности: так в ИТЭБ, например, из примерно 400 штатных единиц около 60 пенсионеров);
в) за последние 20 лет в связи с ослаблением контроля со стороны государства за процессами, происходящими в Российской академии наук, штатное расписание перестало соответствовать потребностям текущего исторического момента.

В соответствии с этими результатами аналитической работы и было предложено:
а) убрать совместителей как нелегальный способ поднятия зарплаты отдельных научных работников до прожиточного минимума - взамен же обещано поднять до прожиточного минимума зарплату ВСЕХ научных работников указанных учреждений;
б) сократить неработающих пенсионеров, а работающих пенсионеров перевести на полставки госбюджета плюс к зарабатываемым ими деньгам за участие в грантах; а также снять с бюджетного финансирования и тех лиц, которые в указанных учреждениях занимаются не фундаментальными исследованиями, а выполнением хозрасчетных договоров;
в) провести формальную переаттестацию работников, оставшихся после выполнения пунктов а) и б), с целью заполнения ими нового штатного расписания, которое Министерство науки и образования пообещало изготовить к октябрю 2006 года.

Вроде бы с объективной стороны все выглядит вполне разумно - так о чем же тогда шум?.. Чтобы найти ответ на этот вопрос, видимо, полезно повнимательнее присмотреться к тем, кто шумит.

Елена Николаевна Ильясова

Ну, не пошла у нее научная карьера, ничего не поделаешь. Чтобы быть ученым, необходимы особые способности, особый склад ума, характера... В первые годы перестройки избрана депутатом городского Совета, но в дальнейшем устойчиво проигрывала своим ко конкурентам. Вероятно, вследствие этих обстоятельств пошла в профсоюзные лидеры, поскольку здесь, по причине распада профсоюзной организации, конкурентов не нашлось. Распалась профсоюзная организация по весьма очевидной и простой причине. Существовавшие до девяносто первого года "профсоюзы - школа коммунизма" распались, поскольку в СССР они выполняли чисто бутафорную роль. Но Елена Николаевна приняла и понесла дальше гнилую эстафету - стала профсоюзным лидером вначале в Институте теоретической экспериментальной биофизики, а теперь и всего Объединенного профсоюза Пушинского научного центра (по совместительству подчиняясь сама себе). Считая, что роль профсоюзного лидера состоит в том, чтобы непрерывно о чем-нибудь возмущенно кричать, она этим и занимается - кричит о гибели российской науки, призывает к акциям протеста, организациям "походов на Москву", сборам подписей в защиту "обиженных", шумит, шумит, шумит...И всё это делается в рабочее время и... за счет государства, против реформ которого сражается. На деле же вся эта, казалось бы, безобидная суета не так уж безобидна. "Российская газета" и Независимое обозрение" в свое время писали о прямом участие пущинского профсоюза в подтасовках и перетасовках очередников при распределении квартир в новом доме. Так что не зря Елена Николаевна входила (по совместительству) в городскую жилищную комиссию. Но ведь теперь, если вдруг Российская академия наук преобразуется в обычную государственную контору, найдется ли в ней место бывшим профсоюзам?..

Евгений Ильич Маевский

Заместитель директора Института теоретической экспериментальной биофизики. Уже давно отошел от фундаментальных исследований и лет двадцать уже занимается хозрасчетными коммерческими проектами. За последние пять лет не вышло ни одной статьи в рецензируемых научных журналах, а только в сборниках конференций.

В институте хорошо помнят, как Маевский во время своей очередной переаттестации на должность завлаба пытался доказывать, что его янтарная кислота в водном растворе образует совершенно уникальные конформации, в отличие от янтарной кислоты, производимой его конкурентами, - что и придает, по утверждению Евгения Ильича, его янтарной кислоте абсолютно уникальные лечебные свойства... Это "открытие" вызвало столь мощное и единодушное возмущение "видавших виды" итэбовских ученых-химиков, что его переаттестация едва не сорвалась. Согласно упомянутому в начале статьи Постановлению, именно он со своей лабораторией в первую очередь подлежит сокращению, то есть полному снятию с бюджетного финансирования. Отчего бы и не расстроиться этому обстоятельству? Впрочем, он теперь член "Комиссии по сокращению сотрудников ИТЭБ" и теперь, вместо того, чтобы "самосократиться", способствовал увольнению нескольких хорошо работающих, талантливых научных работников: Атауллаханова Ф.И., Заикина А.Н., Седельникову Э.А., Смолянинова В.В. и других, подлежащих сокращению по тем правилам, которые придумала сама же указанная комиссия , а вовсе не по правилам Министерства. Следует упомянуть, что именно Е.И. Маевский буквально выжил из института талантливого биофизика и математика, Д.А.Тихонова, которому не помогли ни научная степень, ни мировая известность. Так Россия потеряла еще одного талантливого ученого и искреннего патриота своей страны! Вспомнил сейчас о патриотизме оттого, что именно он, Дмитрий Тихонов, публично отказался от получения гранта НАТО, когда начались бомбардировки Югославии. И вот таких сынов Отечества теряет российский народ.

Симон Эльевич Шноль

Сотрудник Института теоретической экспериментальной биофизики, профессор Физфака МГУ. Подлежит сокращению по причине пенсионного возраста. И то, возможно даже не сокращению, а лишь переводу на полставки. Казалось бы, у него не должно быть особых причин для беспокойства. Но в своем интервью "Эху Москвы" С.Э. Шноль заявил ) буквально следующее: "Оставьте нас в покое. Мы доживаем". С одной стороны, конечно же, трудно возразить, когда Симон Эльевич говорит: "когда я езжу в метро раз в неделю и вижу, что дежурная у эскалатора получает в разы больше профессора университета вот очень несправедливо. А дармоедов у нас нет. Потому что дармоеды давно ушли в другие сферы. Жить в нищете и заниматься наукой дармоеды не могут. Это особый класс. Это самый ценный класс народа". Всё так. Но с другой-то стороны. Природа устроена весьма разумно; и если какой-нибудь дедушка-профессор имеет кучу учеников ("Вот я уже работаю в науке 55 лет, бесчисленное число лет преподаю в университете. У меня 700 учеников по университету. 21 доктор вышел из нашей лаборатории и более полусотни, да бессчетное количество кандидатов. Я имею право судить о деле," - читаем мы в интервью), то благодарные собственные дети и собственные ученики вполне способны и готовы прокормить, поддержать и утешить состарившегося светоча - хуже, когда на старости лет вдруг осознаешь, что таковых нет. К слову, одного из этого "бессчетного количества кандидатов" я знаю. Максим Валериевич Федоров. Сначала, как и многие молодые ученые, клюнул на симон-эльевские сказки-прибаутки, но вскоре понял, что никакой науки нет в том, чем ему предложили заниматься. Однако потерянного времени было жалко, - поэтому Максим на скорую руку написал диссертацию из того, что было, - и сразу же после защиты ушел работать из лаборатории Шноля в другое подразделение, а затем, когда началась травля, просто плюнул на все и уехал работать за границу. Из личной переписки я знаю, что после того, как С.Э. Шноль и его верный "ученик" Харакоз завалили М.В. Федорову предзащиту докторской диссертации, не желает иметь никаких дел с институтом. Точно так же, как и многие другие вынужденно покинувшие это учреждение известные ученые.

Похожая история случилась и у меня лично с А.Б. Медвинским, который преднамеренно поставил заведомо некорректную исследовательскую задачу (что было впоследствии подтверждено экспертами), а когда я попытался самостоятельно вывести свои исследования в продуктивную область, Медвинский стал буквально затравливать меня, блокируя любые попытки моей научной карьеры. Хорошо, что в институте нашлось достаточно честных и принципиальных сотрудников, которые совместными усилиями все же смогли умерить амбиции "мэтра".

И очевидно, что все эти и многие другие "фокусы" некоторых руководящих работников не могли бы осуществляться без покровительства со стороны нынешнего директора ИТЭБ, Г.Р. Иваницкого, уже обильно устлавшего свой карьерный путь всевозможными скандальными, мягко говоря, историями. Старая бюрократическая гвардия Советского Союза - иначе не назовешь.

Однажды я посетовал Сергею Борисовичу Гюльазизову, что вот, дескать, рыба гниет с головы. "Ха! А чистят-то ее с хвоста, не забывайте об этом!", - живо отреагировал полковник КГБ в отставке. Вот и сейчас, под шумок борьбы с "неправильной" реформой, прогнившая ИТЭБ-овская голова чистит свой хвост, при помощи которого ныряла и всплывала..

Может быть, Министерство образования и науки возьмет под контроль ситуацию, раз уж мы стали государственными служащими, работающими в государственном ведомственном учреждении.

Андрей Москаленко


Читать комментарии: .

Вернуться в начало страницы.